Кто утверждает государственный бюджет РФ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кто утверждает государственный бюджет РФ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

В понятии обывателя бюджет обычно ассоциируется с неким хранилищем денег, находящимся в распоряжении государства, правительство которого периодически берёт оттуда средства, чтобы потратить на пенсии, социальные программы вроде материнского капитала, перечислить зарплаты бюджетникам. По факту бюджет государства – это финансовый документ, включающий комплекс смет всех потребностей страны. Кроме того, в нём указаны все источники поступлений, из которых планируется получить средства. Бюджет консолидирует денежные потоки государства, содержит информацию о планах правительства в сфере экономической деятельности, и в целом задаёт параметры экономической политики, решает вопросы финансового регулирования в масштабах всей экономики государства.

Комментарии к ст. 11 БК РФ

В правовом смысле бюджет (в соответствии со ст. 84, 104, 105, 106, 114 Конституции Российской Федерации; ст. 11 БК РФ) — это прежде всего закон, разработанный в соответствии с законодательством Российской Федерации Правительством, рассмотренный и утвержденный Государственной Думой, одобренный Советом Федерации и подписанный Президентом РФ.

Президент России обращается с ежегодным посланием к Федеральному Собранию о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства (п. «е» ст. 84 Конституции, ст. 170 БК РФ).

Статья 114 Конституции Российской Федерации определяет полномочия Правительства РФ в области бюджетной деятельности, установив, что Правительство РФ разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, а также представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета. Непосредственную же работу по составлению проекта федерального бюджета осуществляет Министерство финансов Российской Федерации. Статья 105 Конституции Российской Федерации регламентирует порядок принятия федеральных законов, в том числе по вопросу принятия закона о федеральном бюджете. Особое значение в деятельности Федерального Собрания имеет рассмотрение законопроектов о федеральных налогах, являющихся ресурсовыми источниками бюджета, и некоторых других финансовых вопросов — ч. 3 ст. 104 Конституции. Это наглядно проявляется в порядке их внесения в Государственную Думу.

Статья 106 Конституции Российской Федерации декларирует обязательность рассмотрения в Совете Федерации законопроектов, касающихся федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования и денежной эмиссии. Это говорит о важности и первостепенности данных направлений деятельности государства.

Все законы, подлежащие обязательному рассмотрению верхней палатой, относятся к предметам исключительного ведения Федерации (ст. 71 Конституции). Перечень составлен с учетом мировой практики федеральных государств, где именно такие вопросы решаются с учетом мнения представителей субъектов федерации. Ведь финансовые законы, какого бы вопроса они ни касались, безусловно затрагивают интересы населения каждой территории.

Следовательно, Конституция Российской Федерации предусматривает распределение функций в области бюджетной деятельности на основе конституционного разделения законодательной (представительной) и исполнительной властей, что закреплено в БК РФ (ст. 153 — 154, 171 и др.).

Конституция Российской Федерации (ст. 132) определила и полномочия органов местного самоуправления в области бюджета, установив, что органы местного самоуправления самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы.

Но бюджет является только проектом, пока он не утвержден высшим органом государственной власти, «он получает высокий титул бюджета только в результате официального утверждения. В данном случае под бюджетом понимается уже государственный акт, устанавливающий финансовый план государства» .

———————————

Пискотин М.И. Бюджетное право. М.: Юридическая литература, 1971. С. 16.

Бюджет определяет социально-экономическую деятельность государства, основные направления бюджетной и налоговой политики и, наконец, подробную роспись доходов и расходов государства. В бюджете закреплены права и обязанности участников бюджетных правоотношений.

Согласно ст. 11 БК РФ федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов, бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов Российской Федерации, местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований.

Мероприятий в сфере организации финансового оборота с целью обеспечения страны денежными вливаниями для поддержания своего статуса называются бюджетной политикой. Она предполагает формулировку целей, разработку механизма управления налогами, регулирование экономико-социальных процессов.

Задачи определяют направления политики. Это создание эффективно работающей системы межсубъектных отношений для управления финансами. Основными инструментами выступают фискальные рычаги воздействия, трансферты, госзакупки, госзаймы.

Важно. По Бюджетному кодексу РФ, Президент ежегодно докладывает Федеральному Собранию о финансовой политике на очередной и планах на ближайшие три периода. Послание определяет стратегические ориентиры, согласованные с общими задачами государства.

ТОП-10 стран с дефицитом бюджета

Даже такие экономические гиганты как США и Китай — 1-я и 2-я экономики мира — не могут свести бюджет без дефицита. При этом американцы предпочитают не прибегать к помощи ЗВР. Вместо проедания своих золотовалютных резервов они предпочитают наращивать внешний долг — $23 трлн. на ноябрь 2019 года по данным Минфина этой страны!

Экономисты при оценке дефицита и профицита бюджета часто сравнивают параметры в сравнении с ВВП, чтобы видеть, какую нагрузку он несет для экономики в целом.

ТОП-10 стран с бюджетным дефицитом (в % к ВВП за 2017 год), за исключением стран, вроде Южного Судана (-62,5%), Восточного Тимора (-70%) …, которые не представляют интерес для инвесторов:

  1. Венесуэла -38,1.
  2. Бруней -21,6.
  3. Оман -13,0.
  4. Бахрейн -11,3.
  5. Алжир -10,6.
  6. Куба -10,1.
  7. Египет -9,8.
  8. Катар -8,1.
  9. Таиланд -8,0.
  10. Бразилия -7,8.

Рассмотрение бюджета.

состоит из нескольких этапов. На первом этапе Правительство вносит бюджет на рассмотрение в Государственную Думу Федерального Собрания РФ. На втором этапе Совет Государственной Думы направляет законопроект в Комитет Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам. Там материалы рассматриваются депутатами с участием чиновников, экономистов, ученых. На третьем этапе проект федерального бюджета направляется Президенту, в другие комитеты Государственной Думы, а также в Счетную палату на заключение. В нем Счетная палата описывает результаты проверки на законность и обоснованность расходов и доходов, заложенных в проект федерального бюджета. После рассмотрения бюджета в парламентских комитетах он выносится на заседания Государственной Думы, которая принимает его в четырех чтениях.

Теперь рассмотрим расходы бюджета России:

  • Обеспечение работы президента, деятельности Федерального собрания, Центрального избиркома, Счетной палаты, а также ряда федеральных органов госвласти, их территориальных подразделений.
  • Функционирование судебной федеральной структуры.
  • Осуществление государственной международной деятельности.
  • Национальная оборона, обеспечение безопасности страны, осуществление конверсии отраслей промышленности, относящихся к оборонным.
  • Содействие фундаментальным исследованиям и научно-технологическому прогрессу в целом.
  • Государственная поддержка транспорта — железнодорожного, морского и воздушного.
  • Поддержка государством атомной энергетики.
  • Ликвидация последствий ЧС, стихийных бедствий, имеющих федеральный масштаб.
  • Исследование космического пространства, использование его.
  • Формирование собственности государства.
  • Компенсация внебюджетным государственным фондам расходов, затраченных на выплаты государственных пенсий и пособий, иных социальных платежей, что подлежат финансированию в соответствии с российским законодательством.
  • Статистический официальный учет.
  • Инвестиционные федеральные программы.

Повествуя о формировании бюджета России, стоит упомянуть о Резервных фондах. Они утверждаются не только при планировании федерального, но и при создании бюджетов всех уровней. Есть важное правило. Объем Резервного фонда федерального бюджета не может быть более 3 % от всех его расходов на текущий год.

Представим другие важные утверждения:

  • Размер Резервного фонда бюджетов субъектов страны определяется их органами законодательной власти при утверждении бюджетного проекта на очередной финансовый год.
  • Резервные фонды используются только для покрытия непредвиденных расходов. Например, тратятся на аварийные и спасательные работы по ликвидации последствий ЧС.
  • Порядок расходования средств из данных фондов определяется Правительством РФ.
  • Планирование федерального бюджета на следующий финансовый год всегда включает в себя включение в его состав Резервного фонда президента РФ. Его размер — не более 1 % от всего бюджета страны.
  • Денежные средства из данного фонда резервных запасов используются для финансирования государственных непредвиденных расходов, а также расходов, связанных с воплощением в жизнь Указов президента.
  • Накопления из президентского Резервного фонда недопустимо растрачивать на следующее: референдумы, выборы, а также освещение деятельности главы Российского государства.
Читайте также:  Имеют ли право судебные приставы арестовать мо имущество

Понятие бюджета государства.

Понятие бюджета чаще всего ассоциируется с каким-то огромным хранилищем с несметным количеством денег, принадлежащих государству, а правительство иногда снисходит до того, чтобы взять оттуда немного средств на социальные нужды, пенсии, строительство дорог и т.д. На самом деле бюджет государства – это документ. Самый важный финансовый документ страны, который представляет из себя комплекс финансовых смет всех государственных ведомств, служб, программ правительства и т.д. Эти сметы представляют из себя потребности страны, которые могут быть удовлетворены за счет государственной казны. Кроме того, там указаны также источники дохода страны: деньги ведь нужно откуда-то брать.

Формирование и утверждение государственного бюджета на следующий год называется бюджетный процесс.

Порядок составления проекта бюджета

В соответствии со ст. 114 Конституции РФ Правительство РФ разрабатывает и представляет в Государственную Думу проект федерального бюджета. Непосредственное составление проекта федерального бюджета осуществляет Министерство финансов РФ.

Составление проектов бюджетов субъектов Федерации и муниципальных образований — исключительная прерогатива органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и соот-ветствующих органов местного самоуправления. Непосредственное составление проектов бюджетов этих уровней осуществляют финансовые органы субъектов Федерации и муниципальных образований.

Одной из задач бюджетной реформы является переход к среднесрочному (на несколько лет) бюджетному планированию, в рамках которого бюджетный цикл начинается с рассмотрения ранее одобренных в предыдущем бюджетном цикле основных параметров среднесрочного финансового плана на соответствующий год, анализа изменения внешних факторов и условий, обоснования изменений, вносимых на основные бюджетные показатели планируемого года, а также корректировки или разработки бюджетных проектировок на последующие годы прогнозного периода.

Таким образом, бюджет на очередной финансовый год является составной частью ежегодно обновляемого и смещаемого на один год вперед многолетнего (как правило, трехлетнего) финансового документа, что, с одной стороны, обеспечивает преемственность государственной политики и предсказуемость распределения бюджетных ассигнований, а с другой — позволяет вносить в них по четкой и прозрачной процедуре ежегодные корректировки в соответствии с целями государственной политики и условиями их достижения.

С этой целью в соответствии со ст. 169 БК РФ проекты федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ составляются и утверждаются сроком на три года — очередной финансовый год и плановый период

Проект бюджета субъекта РФ и проекты территориальных государственных внебюджетных фондов (проекты местных бюджетов) составляются и утверждаются сроком на один год (на очередной финансовый год) или сроком на три года (очередной финансовый год и плановый период). Если проект бюджета составляется и утверждается на один год, исполнительный орган государственной власти субъекта РФ (местная администрация муниципального района, городского округа) разрабатывает и утверждает среднесрочный финансовый план субъекта РФ (муниципального района, городского округа, поселения).

ЛЕКЦИЯ № 8. Налог на добавленную стоимость.

Налог на добавленную стоимость является регулирующим федеральным налогом.

Налог на добавленную стоимость представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.

НДС взимается со всех товаров, работ и услуг в течение всего производственного цикла. НДС является стабильным и регулярным источником доходов для бюджета.

Налогоплательщиками налога на добавленную стоимость являются:

1) организации;

2) индивидуальные предприниматели;

3) лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом РФ.

Налогоплательщики подлежат обязательной постановке на учет в налоговом органе.

Иностранные организации могут встать на учет в налоговых органах в качестве налогоплательщиков по месту нахождения своих постоянных представительств в РФ. Постановка на учет в качестве налогоплательщика осуществляется налоговым органом на основании письменного заявления иностранной организации.

Организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности 2 млн руб.

Объектом налогообложения являются следующие операции:

1) реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав;

2) передача на территории РФ товаров для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль организаций;

3) выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;

4) ввоз товаров на таможенную территорию РФ.

Не признаются объектом налогообложения:

1) передача на безвозмездной основе объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, дорог, электрических сетей, газовых сетей, водозаборных сооружений и других подобных объектов органам государственной власти и органам местного самоуправления;

2) передача имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации;

3) передача на безвозмездной основе объектов основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, бюджетным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям;

4) операции по реализации земельных участков;

5) передача имущественных прав организации ее правопреемнику;

6) и другое.

Местом реализации работ (услуг) признается территория РФ.

Налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется налогоплательщиком в зависимости от особенностей реализации произведенных им или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг).

При применении налогоплательщиками при реализации товаров (работ, услуг) различных налоговых ставок, налоговая база определяется отдельно по каждому виду товаров (работ, услуг), облагаемых по разным ставкам. При применении одинаковых ставок налога, налоговая база определяется суммарно по всем видам операций, облагаемых по этой ставке.

При определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров, имущественных прав, полученных им в денежной или натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.

Налоговый период устанавливается как календарный месяц, а для налогоплательщиков с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров без учета налога, не превышающими 2 млн руб., налоговый период устанавливается как квартал.

Налогообложение производится по налоговой ставке 0 % при реализации:

1) товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, при условии представления в налоговые органы документов;

2) работ (услуг), непосредственно связанных с перевозкой или транспортировкой товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита;

3) услуг по перевозке пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или пункт назначения пассажиров и багажа расположены за пределами территории РФ, при оформлении перевозок на основании единых международных перевозочных документов;

4) работ (услуг), выполняемых в космическом пространстве, а также комплекса подготовительных наземных работ, технологически обусловленного и неразрывно связанного с выполнением работ в космическом пространстве;

5) товаров для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами или для личного пользования дипломатического или административно-технического персонала этих представительств, включая проживающих вместе с ними членов их семей;

6) припасов, вывезенных с территории РФ в таможенном режиме перемещения припасов (топливо и горюче-смазочные материалы, необходимые для обеспечения нормальной эксплуатации воздушных и морских судов, судов смешанного плавания);

Читайте также:  Освобождение от уплаты госпошлины в арбитражный суд банкротство

7) выполняемых российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте работ по перевозке или транспортировке экспортируемых за пределы территории РФ товаров и вывозу с таможенной территории РФ продуктов переработки на таможенной территории РФ, а также связанных с такой перевозкой или транспортировкой работ (услуг), в том числе работ (услуг) по организации перевозок, сопровождению, погрузке, перегрузке;

8) построенных судов, подлежащих регистрации в Российском международном реестре судов, при условии представления в налоговые органы документов.

Налогообложение производится по налоговой ставке 10 % при реализации:

1) следующих продовольственных товаров: скота и птицы в живом весе; мяса и мясопродуктов; молока и молокопродуктов; яйца и яйцепродуктов; масла растительного; маргарина; сахара, включая сахар-сырец; соли; зерна, комбикормов, кормовых смесей, зерновых отходов; маслосемян и продуктов их переработки; хлеба и хлебобулочных изделий; крупы; муки; макаронных изделий; рыбы живой; море– и рыбопродуктов; продуктов детского и диабетического питания; овощей;

2) следующих товаров для детей:

А) верхних трикотажных изделий для детей, бельевых трикотажных изделий, чулочно-носочных изделий, прочих трикотажных изделий;

Б) швейных изделий; обуви; колясок, кроватей детских; матрацев детских; тетрадей школьных; игрушек; пластилина; пеналов; обложек для учебников, дневников, тетрадей; подгузников и мн. др.;

3) периодических печатных изданий;

4) следующих медицинских товаров отечественного и зарубежного производства:

А) лекарственных средств;

Б) изделий медицинского назначения.

Налогообложение производится по налоговой ставке 18 % в остальных случаях.

Сумма налога при определении налоговой базы исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете – как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз.

Моментом определения налоговой базы является наиболее ранняя из следующих дат:

1) день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;

2) день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

ЛЕКЦИЯ № 9. Налог на доходы физических лиц.

Подоходный налог – один из важнейших налогов, формирующих бюджеты современных государств, охватывает различные источники доходов граждан, так как связан с различными сферами их деятельности.

Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, физические лица, получающие доходы от источников в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ.

К доходам от источников в РФ относятся:

1) дивиденды и проценты, полученные от российской организации;

2) страховые выплаты при наступлении страхового случая, полученные от российской организации или от иностранной организации в связи с деятельностью ее постоянного представительства в РФ;

3) доходы, полученные от использования в РФ авторских или иных смежных прав;

4) доходы, полученные от сдачи в аренду или иного использования имущества, находящегося в РФ;

5) доходы от реализации:

А) недвижимого имущества, находящегося в РФ;

Б) в РФ акций или иных ценных бумаг, а также долей участия в уставном капитале организаций;

В) прав требования к российской организации или иностранной организации в связи с деятельностью ее постоянного представительства на территории РФ;

Г) иного имущества, находящегося в РФ и принадлежащего физическому лицу;

6) вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в РФ;

7) пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные налогоплательщиком в соответствии с действующим российским законодательством или полученные от иностранной организации в связи с деятельностью ее постоянного представительства в РФ;

8) доходы, полученные от использования любых транспортных средств, включая морские, речные, воздушные суда и автомобильные транспортные средства, в связи с перевозками в Российскую Федерацию или из РФ, штрафы и иные санкции за простой таких транспортных средств в пунктах погрузки (выгрузки) в РФ;

9) доходы, полученные от использования трубопроводов, линий электропередачи, линий оптико-волоконной или беспроводной связи, иных средств связи, включая компьютерные сети, на территории РФ;

10) выплаты правопреемникам умерших застрахованных лиц в случаях, предусмотренных законодательством РФ об обязательном пенсионном страховании;

11) иные доходы, получаемые налогоплательщиком в результате осуществления им деятельности в РФ.

Объектом налогообложения является доход, полученный налогоплательщиками:

1) от источников в РФ или от источников за пределами РФ – для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ;

2) от источников в РФ – для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ.

При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды.

Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки.

Налоговым периодом признается календарный год.

Освобождаются от налогообложения следующие виды доходов физических лиц:

1) государственные пособия и иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с законодательством;

2) пенсии по государственному пенсионному обеспечению и трудовые пенсии, назначаемые в порядке, установленном действующим законодательством;

3) все виды компенсационных выплат, связанных с:

А) возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья;

Б) бесплатным предоставлением жилых помещений и коммунальных услуг, топлива или денежного возмещения;

В) возмещением иных расходов, включая расходы на повышение профессионального уровня работников;

4) вознаграждения донорам за сданную кровь, материнское молоко и иную помощь;

5) алименты, получаемые налогоплательщиками;

6) суммы, получаемые налогоплательщиками в виде грантов, предоставленных для поддержки науки и образования, культуры и искусства в РФ международными или иностранными организациями по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством РФ;

7) суммы, получаемые налогоплательщиками в виде международных, иностранных или российских премий за выдающиеся достижения в области науки и техники, образования, культуры, литературы и искусства по перечню премий, утверждаемому Правительством РФ;

8) суммы единовременной материальной помощи, оказываемой:

А) налогоплательщикам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством;

Б) работодателями членам семьи умершего работника или работнику в связи со смертью члена его семьи;

В) налогоплательщикам в виде гуманитарной помощи, в виде благотворительной помощи (в денежной и натуральной формах);

9) суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок, за исключением туристических, выплачиваемой работодателями своим работникам и членам их семей, инвалидам, не работающим в данной организации, в находящиеся на территории РФ санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, а также суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок для детей, не достигших возраста 16 лет, в находящиеся на территории РФ санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, выплачиваемые за счет средств работодателей и за счет средств Фонда социального страхования РФ;

10) суммы, уплаченные работодателями, оставшиеся в их распоряжении после уплаты налога на прибыль организаций, за лечение и медицинское обслуживание своих работников и их детей;

11) стипендии учащихся, студентов учреждений высшего профессионального образования или послевузовского профессионального образования;

12) доходы налогоплательщиков, получаемые от продажи выращенных в личных подсобных хозяйствах, находящихся на территории РФ, скота, кроликов, нутрий, птицы, диких животных и птиц, продукции животноводства, растениеводства, цветоводства и пчеловодства как в натуральном, так и в переработанном виде;

13) доходы в денежной и натуральной формах, получаемые от физических лиц в порядке наследования;

14) призы в денежной или натуральной формах, полученные спортсменами за призовые места на Олимпийских играх, Всемирных шахматных олимпиадах, чемпионатах и кубках мира и Европы, чемпионатах, первенствах и кубках РФ от официальных организаторов;

15) суммы, выплачиваемые организациями и физическими лицами детям-сиротам в возрасте до 24 лет на обучение в образовательных учреждениях;

16) и другое.

Порядок утверждение бюджета и его рассмотрения. Стадия планирования

Процесс подготовки бюджетов начинается с определения ответственных лиц:

  • за подготовку,
  • за исполнение.

Подготавливать проект бюджета может определенный сотрудник, назначенный руководителем ЦФО. Ответственными за исполнение являются руководители различных уровней, в зависимости от вида бюджета (ЦФО, бизнес-направление, предприятие в целом).

Утверждают бюджеты специальные коллегиальные органы – бюджетные комитеты.

Читайте также:  Выплаты в Москве при рождении второго ребенка в 2023 году какие положены

Все этапы планирования выполняются в соответствии с календарным планом. Регламент рассмотрения и утверждения бюджетов компании в Москве или другом городе РФ отражает все этапы планирования, ответственных за выполнение, функции бюджетного комитета, сроки исполнения и другие исполнительные аспекты.

Стадия планирования

Этап

Ответственный за выполнения

Функция бюджетного комитета

1. Постановка целей в рамках периода планирования

Высшее руководство предприятия

Разработка регламента

2. Сбор исходных данных и другой информации, необходимой для составления проекта бюджета

Структурные подразделения предприятия

Утверждение документальной формы составления бюджета. Утверждение категорий и критериев оценки бюджетов

3. Анализ информации, подготовка проекта бюджета

Сотрудники, назначенные ответственными за составление бюджетов

Координация деятельности структурных подразделений в рамках составления бюджетов

4. Оценка проекта бюджета, корректировка

Бюджетный комитет

Рассмотрение проекта, оценка показателей, корректировка, анализ и установление бюджетов

5. Утверждение бюджета

Высшее руководство предприятия

Ознакомление всех участников бюджетного процесса с соответствующими планами (приказ об утверждении бюджета)

Понятие и структура государственного бюджета Российской Федерации

Государственный бюджет — это законодательно установленная форма формирования и расходования средств государственного бюджета на определенный период времени.

Государственный бюджет обычно составляется на финансовый год, который в настоящее время совпадает с календарным годом, то есть годовой государственный бюджет составляется на период с 1 января по 31 декабря. В истории России был период с 1922 по 1930 год, когда бюджетный год начинался 1 октября и заканчивался 30 сентября. Это был период восстановления экономики после Первой мировой и последующей гражданской войн, когда доходы бюджета во многом зависели от сельского хозяйства, а сельскохозяйственный год (прежде всего, сбор урожая зерновых и овощей) в нашей стране заканчивался в среднем к началу октября.

С количественной точки зрения государственный бюджет не следует отождествлять с государственными финансами. Во-первых, государственный бюджет, при всей его важности, является лишь частью государственных финансов, поскольку последние включают также финансы государственных организаций. В этом смысле государственный бюджет — это лишь централизованный фонд денежных средств государства. Во-вторых, нельзя забывать о государственных финансах, объектом которых является государственная собственность. Доходы от этой собственности включаются в доходы государственного бюджета, но сама собственность по-прежнему отделена от него.

Организационное отличие государственного бюджета от финансов государственных организаций состоит в том, что первый представляет собой фонд денежных средств, управляемый непосредственно государством как аппаратом власти, а финансы государственных предприятий и организаций управляются государственной властью лишь опосредованно, через назначаемые государством (или в установленном им порядке) органы управления этими организациями.

Понятие государственных финансов имеет экономический уклон, понятие государственного бюджета носит преимущественно практический или юридический характер. Государство должно обеспечивать свое собственное существование и существование возглавляемого им общества. В этом заключается фундаментальная цель государственного бюджета. За нормативно-правовым процессом его формирования и использования неизбежно скрываются процессы перераспределения стоимости в виде денег, то есть, в конечном счете, материальных благ в обществе. Однако эти процессы (и в этом специфика их проявления в форме государственных финансов) происходят не добровольно и не по воле участников рынка, а принудительно, по воле государства в результате той материальной принудительной власти, которой оно обладает.

В отличие от внебюджетных фондов государственных фондов, бюджеты органов государственной власти характеризуются тем, что использование их доходов заранее не предопределено и соответствующий орган государственного управления каждый год самостоятельно определяет, как будет расходоваться его бюджет.

Бюджетная система Российской Федерации состоит из трех уровней. Первый уровень бюджета включает федеральные фонды и государственные внебюджетные фонды. Второй уровень включает бюджеты субъектов Российской Федерации, а также территориальные внебюджетные фонды. Что касается третьего уровня, то он состоит из местных бюджетов. Свод или объединение бюджетов всех трех уровней на определенной территории называется консолидированным бюджетом. Таким образом, он состоит из федерального бюджета и консолидированных (сводных) бюджетов субъектов Российской Федерации. Последние представляют собой сочетание бюджета субъектов РФ и местных бюджетов. Государственные внебюджетные фонды — это денежные средства государства, имеющие целевое назначение и не включенные в государственный бюджет. Деньги из этого бюджета поступают в государственные социальные фонды. Доходы бюджета могут быть налоговыми и неналоговыми. При этом основная часть доходов (от 70 до 90%) формируется за счет налоговых поступлений.

Расходы бюджета принято делить на капитальные и текущие. В частности, капитальные расходы направлены на обеспечение инновационной и инвестиционной деятельности государства. К таким расходам относятся взносы в существующие или новые организации, бюджетные кредиты на инвестиции законного назначения.

Что касается текущих расходов, то они обеспечивают денежными средствами органы государственной власти, бюджетные учреждения, а также поддержку бюджетов других секторов экономики и бюджета других уровней.

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 29.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016). Источник публикации: СПС КонсультантПлюс: версия Проф.
  2. Федеральный закон от 01.12.2014 N 384-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов». Источник публикации: СПС КонсультантПлюс: версия Проф.
  3. Алиев И. М. Экономика: учебник для бакалавров / Алиев И. М.. Горелов Н.А., Ильина Л.О. — M. :Юрайт, 2013 г. — 671 с.
  4. Василенко И.А.: Государственное и муниципальное управление. — M. : Гардарики, 2012. — 522 с.
  5. Велиев З. Т. Формирование государственного бюджета Российской Федерации на основе целевых бюджетных программ // Молодой ученый. 2011. №2. BD. 1. S. 84-87.
  6. Глазунова Н.И. Система государственного управления М.: 2012. — 354 с.
  7. Государственное и муниципальное управление : справочник — М. Магистр, 2010. — 488 с.
  8. Грицюк Т.В.: Система государственного и местного управления. М.: РДЛ, 2014 г. — 622 с.
  9. Зеркин Д.П., Игнатов В.Г. Основы теории государственного управления. рнД.: Феникс, 2010 г. — 482 с.
  10. Кудина, М.В. Экономика / Кудина М.В. М. : Форум ; Инфра-М, 2012 г. — 364 с.
  11. Мухаев Р.Т.: Система государственного и местного управления. — МУХАЕВ Р.Т.: СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013 г. — 852 с.
  12. Придачук М.П., Бутенко Е.А. Бюджетная реформа в Российской Федерации: достигнутые успехи и накопленный опыт // Финансы и кредит. 2013. №4. С. 12-16.
  13. Рой О.М. Система государственного и муниципального управления [Система государственного и муниципального управления]. — СПб: Питер, 2011 г. — 482 с.
  14. Сафрончук М.В. Макроэкономика. — Москва, Издательство «Эксмо», 2013 г. — 425 с.
  15. Симкина Л.Г., Корнейчук Б.В. Макроэкономика. — СПб: Питер, 2011 г. — 526 с.

Роль консолидированного бюджета в финансовой системе государства

Вникая вглубь бюджетного законодательства Российской Федерации, невозможно не заметить часто встречающееся в нем понятие консолидированного бюджета. Региональный бюджет и местный бюджет входят в единый свод финансового плана конкретного субъекта РФ. В свою очередь, вместе с федеральным обобщенные сведения отдельных регионов представляют консолидированный бюджет государства.

В отличие от общегосударственного финансового плана, консолидированный не проходит процедуру рассмотрения и утверждения представительскими органами. По сути, он является статистическим показателем бюджетного свода, включающим в себя ожидаемые статьи доходов и расходов, уточнения дополнительных источников наполнения бюджета и поступления средств, а также направления их применения по России и некоторым субъектам РФ.

Бюджет Российской Федерации – основной финансовый план страны, составляющийся ежегодно. Будучи базисным инструментом накопления денежных средств, он предоставляет центральным и региональным властным органам естественную возможность реализации управленческих полномочий. Бюджетная система РФ является прямым отображением свойственного государству стиля руководства всеми сферами экономики.

Определяя налоговый климат страны, федеральный бюджет способен явно продемонстрировать объемы требующихся государству финансовых ресурсов в соотношении с реально существующими резервами. Исходя из этого, региональный бюджет получает четкие фиксированные направления расходования средств по конкретной отрасли, выражая таким образом экономическую общегосударственную политику.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *